Профессия как смысл жизни. Очерк о полковнике юстиции в отставке Василие Александровиче Демиденко, в прошлом возглавлявшем следствие ЛО МВД России на станции Москва – Киевская, а теперь Общественный совет при линподразделении.

«Служба в следствии – это не просто работа. Это призвание. Не каждый человек может сутками напролет, не считаясь с личным временем, вникать в произошедшее и по крупицам, шаг за шагом восстанавливать событие совершенного преступления, чтобы обличить виновного. К этому должна лежать душа», – считает председатель Общественного совета при линейном отделе МВД России на станции Москва – Киевская  полковник юстиции в отставке Василий Александрович Демиденко, в прошлом возглавлявший следственный отдел линподразделения.

Василий Демиденко много лет посвятил службе в органах внутренних дел на транспорте, но вот попал в милицию совершенно случайно. Демобилизовавшись из армии и возвращаясь с Дальнего Востока домой, в Белоруссию, оказался на Киевском вокзале столицы. (Поезд до Белоруссии тогда перебрасывали, и составы ходили то с Белорусского, то с Киевского вокзала.)

На Киевском вокзале он встретил знакомого – Анатолия Сотникова, служившего помощником дежурного линейного подразделения. В ходе разговора он расспросил друга, чем тот собирается заниматься дальше,  предложил поработать в милиции и, не терять времени даром, проводил Василия в кадровый отдел. Беседуя с кандидатом, начальник кадров Юрий Новиков, не приукрашивая, рассказал о службе в органах внутренних дел на транспорте…

Так, с 1979 года Василий Демиденко начал служить в должности постового милиционера. Позже, окончив Школу транспортной милиции и получив звание лейтенанта, он был назначен инспектором отдела по борьбе с преступными посягательствами на грузы. А через несколько лет ему предложили перейти в следственный отдел ЛО МВД России на станции Москва – Киевская, и Василий согласился.

– О своем решении я не пожалел ни разу. Считаю, что именно в следствии состоялось мое профессиональное становление, – рассказывает Демиденко. –Конечно, начало службы не обошлось без ошибок. Первое дело мне вернули на доследование из-за того, что на допросе не предложил гражданину Таджикистана переводчика. Когда же фигуранту предоставили переводчика, он отказался от его услуг, и дело без изменений отправилось в суд.

Нагрузка в розыске и в следствии тогда была большая. Начинающему следователю Василию Демиденко в день приносили по семнадцать-восемнадцать материалов, все необходимо было возбуждать в этот же день.

– Только тогда проще было работать: требования нормативных актов, требования руководства… – вспоминает Василий Александрович. – Решения по арестам, обыскам решал прокурор. Выносишь постановление, приезжаешь к нему, и он решает – давать санкцию либо нет. Сейчас все только через суд. На все это у современных следователей уходит очень много времени и сил.

В 80-90-е годы в производство следственного отдела попадали уголовные дела, в которых было по 120 эпизодов грузовых краж и 10-15 человек обвиняемых. Воровали все: от консервов до запчастей к легковым автомобилям. Злоумышленники постоянно выдумывали самые разные и изощренные способы хищения.

Василий Демиденко вспоминает, что в то время орудовала организованная группировка из Орехово-Зуева,  специализирующаяся на кражах грузов. Они на машинах приезжали в Малоярославец, садились на грузовой поезд и ехали до Бекасово, а за время пути делали в контейнере приличное отверстие, куда мог пролезть человек. Преступники проникали внутрь и на ходу выбрасывали содержимое, а пособники встречали их уже на станции Бекасово, чтобы собрать куш.

Однажды сотрудники транспортной милиции нашли вдоль железнодорожного полотна почти два десятка ковров, выброшенных из контейнера злоумышленниками. Устроили засаду и задержали преступную группу, причастную, как позже выяснилось, к восьми эпизодам грузовых краж.

– Были нередки случаи воровства запасных частей, – рассказывает Василий Демиденко. – Вся сельскохозяйственная техника перевозилась по железной дороге только на открытых платформах. Забраться на состав у злоумышленников вне составляло особого труда. Преступники во время стоянки или в пути следования снимали аккумуляторы, стекла, зеркала. Было у меня в производстве дело охранников, которые умудрялись на ходу за 20-30 минут разобрать двигатель и снять коленный вал. Одним словом, виртуозы, правда, криминальные.

В конце 90-х Василий Демиденко расследовал дело известной советской  актрисы. По возвращении с гастролей артистов обворовали в пассажирском поезде «Киев – Москва». Большая часть драгоценностей была похищена у актрисы. Она оставила украшения на столике, ночью на подъезде к станции Малоярославец два злоумышленника зашли в купе, забрали все и покинули состав, выпрыгнув на ходу.

Злоумышленников удалось найти, благодаря тому, что они отправились сдавать драгоценности в скупку, которые контролировали спецотделы милиции.

– Остальное было делом техники, – говорит Василий Демиденко. –  Отпирались преступники долго, но в итоге им пришлось сознаться в содеянном. Во многом помогло то, что потерпевшие были известными людьми. Позже артисты горячо благодарили весь отдел за успешно раскрытое дело, приглашали в театр. А мы были довольны хорошо проделанной работой.

Полученный опыт пригодился Василию Демиденко, когда он возглавил следственный отдел ЛО МВД России на станции Москва – Киевская. Коллектив помнит его как дисциплинированного, требовательного, прежде всего, к себе, человека и настоящего профессионала, безмерно влюбленного в свое дело.  А сам он до сих пор считает, что нет четкого рецепта, как стать хорошим следователем.

– Эту работу надо просто любить, – убежден Василий Александрович.

 

Материал подготовила Александра Маклакова,

инспектор ОДН ЛО МВД России на станции Москва – Киевская

 

 

 

 

 

Источник: https://цфоут.мвд.рф/

от admin