Заместитель начальника полиции УТ МВД России по ЦФО по охране общественного порядка полковник полиции Александр Тарушкин один из немногих руководителей, чья служебная биография неотрывно связана с патрульно-постовой службой полиции. В Московскую высшую школу милиции МВД СССР он поступил в 1990 году. Политическая ситуация в стране была крайне нестабильна, и буквально с первого курса молодые курсанты постигали науку обеспечения безопасности граждан и охраны общественного порядка на практике: на многочисленных политических митингах. Именно этот опыт лег в основу становления грамотного, профессионального и квалифицированного руководителя.

— Александр Валерьевич, когда пришло осознание, что Вы хотите служить в правоохранительных органах?

— Я родился в Москве в 1973 году и всегда хотел связать свой профессиональный путь со службой. Мечтал быть военным моряком, но в столице подобных специализированных вузов нет, а покидать любимый город мне не хотелось. И вот по окончании школы узнал, что в Московской школе милиции МВД СССР объявлен набор молодых людей, не служивших в армии. Это был своего рода эксперимент. До 1990 года туда могли поступить только ребята, отслужившие в вооруженных силах и имеющие стаж работы в милиции. Так, в 17 лет я принял Присягу у Вечного огня, и начался мой путь в органах внутренних дел.

— Как проходила учеба и складывалась карьера?

— 30-40% от всего учебного процесса мы – курсанты – проводили на службе, обеспечивая общественный порядок во время самых разных мероприятий, большинство из которых из-за ситуации в стране были митинги и акции протеста. В 1991-м году, после путча, практически три месяца наш курс охранял Старую площадь – бывшее здание ЦККПСС; в октябре 1993-го во время кульминации внутриполитического конфликта мы также участвовали в охраны порядка. Впервые за всю историю школы курсантам начали выдавать оружие.  

По окончании школы милиции я пришел служить в 28-е отделение милиции города Москвы (ОВД по району Левобережный) в обычный патруль. В дальнейшем моя служба проходила в разных территориальных подразделениях столицы и в органах внутренних дел на транспорте, неизменным все годы оставалось одно – она была непрерывно связана с охраной общественного порядка. 

В силу своего характера, долго сидеть в кабинете я не могу, должен находиться в гуще событий, развиваться, идти вперед. В 2011 году я перевелся в ЛО МВД России на станции Москва – Ленинградская, где начал постигать специфику линейного принципа несения службы. Период службы в данном линподразделении стал еще одной школой для меня.

— Возникали трудности?

— Приходилось все время быть начеку. Особенности направления. Когда я пришел в 2011 году, для проведения спортивных чемпионатов разного уровня был один стадион – Арена Химки. Каждый выходные там проходили футбольные матчи и потоки болельщиков текли через Ленинградский вокзал. Каждый год большой нагрузкой для охраны общественного порядка становился фестиваль Нашествие, куда стремилась попасть весьма своеобразная публика. Плюс ежегодный экономический форум, проходивший в Санкт-Петербурге. Загрузка, режим и график работы – сумасшедшие! Но это стало отличной подготовкой к несению службы в период проведения в России Кубка конфедераций в 2017 году и Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Обеспечение личной и имущественной безопасности болельщиков со всего мира легла на плечи охраны общественного порядка, справиться с этой серьезной задачей было делом чести. И мы достойно выдержали данное испытание! (К слову, по итогам работы во время крупнейших международных спортивных событий Указом Президента РФ Александр Тарушкин был представлен к государственной награде – медали «За отличие в охране общественного порядка», — прим. автора).

— В чем основное отличие охраны общественного порядка на «территории» и на объектах транспорта?

— Ответ прост. На транспорте, кроме сотрудника полиции, нет ни одного субъекта государственной власти: муниципалитетов, префектур, мэрий. Наряд полиции – главные и единственные «застрельщики» в обеспечении безопасности пассажиров и поддержании общественного порядка. Постовой на маршруте – это представитель власти в единственной инстанции, и это колоссальная ответственность!

Сотрудник патрульно-постовой службы полиции, как тот универсальный солдат, который должен уметь всё: и подсказать дорогу, и помочь найти забытые вещи, вовремя и профессионально среагировать на правонарушение, и пресечь противоправное деяние, и при необходимости оказать первую медицинскую помощь, и быть готовым принимать решение в мгновенно меняющейся ситуации.

— На любом транспортном объекте, будь то аэропорт, речной или железнодорожный вокзал, существует своя специфика несения службы. Как это учитывается в подборе кадров на должности в ППСП?

— Конечно. Есть категория сотрудников, которые предпочитают работать в электричках. Они досконально знают, как работать, на что обратить внимание, вычисляют опасный контингент.

Есть ребята, которые много лет работают в поездах дальнего следования, и им нет равных именно в этом направлении. Особая категория патрульных – это сотрудники линподразделений аэропортов, которые профессионально ведут себя в зале и могут решить любую ситуацию без паники и суеты. И многофункциональные ребята с водного транспорта, там объем знаний, которыми должен обладать патрульный, далеко выходит за рамки стандартной профессиональной подготовки. Они должны разбираться не только в правилах эксплуатации маломерных судов, но и знать, например, границу между обычной рыбалкой и браконьерством.

Учитывая интересы и способности потенциального кандидата на должность, можно сформировать отличную команду, которая профессионально будет выполнять поставленные перед ней задачи.    

— Каков процент женщин сейчас в ППС?

— Порядка 25%.

— На Ваш взгляд это много?

— По сравнению с другими странами, процентное соотношение небольшое. Выполнять задачи, стоящие перед патрульно-постовой службой, женщина в состоянии. Если у нее есть желание, она подготовлена, реально воспринимает, с чем ей придется столкнуться, то никаких проблем в трудоустройстве девушек в патрульно-постовую службу я не вижу.

— Какие ситуации, на Ваш взгляд, самые сложные в служебной деятельности сотрудника ППСП?

— Работа с толпой. Ситуации, когда нарушителей больше, чем сотрудников полиции. Массовые беспорядки, например. Тут самое сложное не поддаться панике, не дать слабину, сохранять лицо и действовать наступательно. Как действовать? Абстрагироваться от криков, воплей, угроз. Осознать проблему за секунды и помнить, что ты представляешь власть, закон, а не толпа нарушителей порядка.

— Для этого должен быть определенный характер.

— Так мы про полицейских говорим, а не про смотрящих в библиотеке. Стержень должен быть. Когда сотрудник начинает пасовать перед каким-нибудь наглецом, то у сторонних наблюдателей сразу теряется вера в состоятельность правоохранительных органов, в них обычные граждане перестают видеть защитника.  

— Деятельность ППСП в транспортной полиции направлена на предупреждение преступности?

— Не только. Предупреждение и моментальное реагирование. Преступник может скрыться достаточно легко и быстро, и патрульному важно знать четкий алгоритм своих действий: найти очевидцев, свидетелей, опросить потерпевшего, установить обстоятельства совершения деяния, передать информацию другим службам. Вот мы и подошли еще к одному профессиональному навыку сотрудника ППСП: умение разговаривать с людьми и получать оперативно важную информацию.

— Сегодня большой объём такой информации сотрудник полиции получает при помощи всевозможных технических средств: камеры видеонаблюдения, информационно-аналитические системы, базы данных и прочее…

— Сейчас век цифровых технологий, и полиция должна идти в ногу со временем. Большим подспорьем в служебной деятельности современного сотрудника полиции все перечисленные Вами системы. Но в каждый уголок камеру не установишь. Нередко бывают ситуации, когда приходится работать «как раньше», получая необходимую информацию через коммуникацию с гражданами, умея слушать, убеждать.

Приведу пример. Около четырех лет назад меня руководитель отправил на одно очень интересное происшествие: человек хотел сброситься с моста. Я с ним побеседовал, понял, что психически он абсолютно нормальный, нащупал интересующую его тему, еще поговорил минут 20 и отошел. Мужчина слез и пошел за мной.

— Этому учат во время прохождения профессиональной подготовки?

— Минимум, который необходим, молодые сотрудники получают. Остальное зависит от человека, от его стремления к саморазвитию, самообразованию, профессиональному становлению. Я искренне считаю, что патрульный должен стремиться стать квалифицированным специалистом, остальное придет с опытом.  

— Кому, как не Вам, это знать. За плечами 32 годы выслуги!

— Охрана общественного порядка – отличная служба, она держит в тонусе. Я представить себя не могу без этого бесконечного движения и круговорота событий. В Москве работать непросто, но невероятно интересно.

— Не секрет, что в Москве большая финансовая поддержка оказывается именно сотрудникам ППСП. Естественно, ребята из близлежащих регионов приезжают сюда на службу. Не теряются в столичной атмосфере?

-Теряются. От ритма, от большого количества людей, от типично московских ситуаций, потому что в столице – крупнейшем транспортном узле страны – особая специфика несения службы. Но для этого и есть руководители, командиры, наставники, они должны учить. Считаю, что начальнику любого звена необходимо следовать старому советскому принципу: «не делай, как я говорю, а делай, как я».

Источник: https://цфоут.мвд.рф/

от admin