Бывшего начальника линейного отделения милиции на станции Цна Тамбовского ЛО МВД России на транспорте подполковника милиции в отставке Николая Васильевича Косова сослуживцы всегда называли оперативником от Бога. Среди местных профессионалов угро существует даже такое понятие – «косовская школа». Он виртуозно раскрывал преступления и ловил охотников на чужую собственность, хотя на службу в органы внутренних дел на транспорте попал, можно сказать, случайно.
Отслужив в армии, Николай Косов поступил в педагогическое училище и готовился преподавать детворе физкультуру. Но в его далеко идущие планы вмешался замполит ЛОВД на станции Тамбов и убедил молодого человека поступить на службу в органы внутренних дел. В ноябре 1974 года Косов стал инспектором по делам несовершеннолетних линейного подразделения, а позже – оперуполномоченным уголовного розыска, специализировавшимся на раскрытии преступлений, совершаемых подростками.
– То, как работал Николай Косов, было фантастикой! – вспоминает о коллеге бывший начальник криминальной милиции ЛОВД на станции Тамбов полковник милиции в отставке Сергей Васильевич Неволин, считающий себя учеником Николая Васильевича. – Он – настоящий фанат своего дела, оперативник от Бога. Очень контактный и деликатный даже с преступниками, тонкий психолог. Такого метода ведения допросов я больше ни у кого не видел.
Говорят, что на всем тамбовском участке обслуживания никто не раскрыл преступлений больше, чем Николай Косов. В его послужном списке гремевшие на всю страну дела, состоявшие из 50-60 эпизодов. Он работал, не считаясь с личным временем, не обладая современными техническими средствами, в его оперативном арсенале были аналитика и умение общаться с людьми.
В конце 80-х на станции Рада повадился кто-то воровать грузы с «товарняков». Пока составы стояли на Раде, подельники (а то, что действовала группа, сомнений у оперативников не было) забирались внутрь различными способами и тащили все, что попадалось под руки: продукты, обои, краску, ткани, одежду, обувь, настольные лампы и прочие товары народного потребления.
Шесть месяцев под руководством Косова шла работа по выявлению злоумышленников, и серия была раскрыта. Кражами промышляла группа родственников и соседей, среди которых взрослые и подростки, а всего человек тридцать. После их задержания похищенное вывозили грузовиком в два рейса – все сразу не уместилось. Одному парнишке удалось уйти, он сбежал в Москву, но по имеющейся у столичных коллег ориентировке подростка задержали. Чтобы его не отправили обратно в Тамбов, мальчишка проглотил чайную ложку. Предмет из желудка извлекли, а постреленка отправили на родину. Взрослые преступники, ставшие фигурантами громкого уголовного дела, были осуждены и получили крупные сроки.
Ещё в служебной биографии Косова было яркое задержание серийных поездных воров. Летом из района станции Селезни стали поступать массовые жалобы на пропажу вещей у пассажиров. Имущества граждане, как правило, лишались ночью во время стоянки поезда. Хотя железнодорожники уверяли, что посторонние в вагон проникнуть не могли.
Оперативным путем удалось установить, что злоумышленники похищали вещи прямо с перрона: пока пассажиры мирно спали, они через открытые окна тянули все, что попадалось под руку. Устроили засаду. К станции глубокой ночью подошел, как обычно, поезд. Фонарей нет. Темнота кромешная. Только по шуршанию щебенки милиционерам удалось различить шаги орудующих воришек. Затем дело техники. Преступники, осознав, что пойманы с поличным, пытались бежать, «отстреливаясь» увесистыми пачками с рафинадом (кстати, только что похищенными).
Позже при обыске выяснилось, что специализировались они не только на кражах из пассажирских поездов, совершали набеги и на грузовые составы. Среди изъятых вещей, продуктов обнаружили и краденные мотоциклы.
Кражи из поездов – бич того времени. На станции Цна в нескольких километрах от Тамбова располагалась контейнерная площадка, где отстаивались товарняки с ценными грузами перед дальнейшей отправкой. Правоохранительных сил хватало только на то, чтобы время от времени наряды производили внешний осмотр составов. Но практический опыт показал, что этого недостаточно. Число хищений росло. Решено было создать на станции Цна линейный пункт, который затем стал полноценным линейным отделением милиции. Возглавил подразделение Николай Васильевич Косов и стал его бессменным начальником.
Участок ему достался немалый: станции Кандауровка, Бокино, Рада, Тамбов-2. Работы много, да и проблем не меньше. Но Косов с поставленными задачами справлялся. Был строг к себе и коллективу. Говорят, что в ЛОВД на станции Тамбов существовала даже такая практика: кто провинился на службе, «ссылали» к Косову. Мол, если он не мог повлиять на сотрудника, то уже никто не сможет. Вот только все «сосланные» потом блестяще работали с Николаем Васильевичем.
Много работы было у подразделения Косова в начале 90-х. На Цне регистрировали в год до двухсот преступлений. Целые семьи сделали хищения грузов на железной дороге своим родственным бизнесом. Замыкали провода, заставляя светофоры замереть на «красном», и атаковали остановившиеся беспомощные поезда. Места выбирали такие, куда не проходили машины. Поймать преступников с поличным практически не было шансов.
И, тем не менее, сотрудники из числа «косовской школы» брали группу за группой. В конце концов, как считает сам Николай Косов, сработала лучшая профилактическая мера – неизбежность наказания. Люди в округе поняли, что все равно будут задержаны и понесут наказание, и постепенно стали отказываться от преступного промысла.
***
Вот так линия жизни вывела выпускника педагогического училища на славный путь сотрудника уголовного розыска и основателя «косовской» оперативной школы. Многие ее «выпускники» тепло и с большим уважением вспоминают своего учителя и работу под его началом, и среди них как ушедшие на заслуженный отдых ветераны органов внутренних дел на транспорте, так и занимающие руководящие должности уже сотрудники транспортной полиции.
Источник: https://цфоут.мвд.рф/