Ежегодно, начиная с 1994 г., в России отмечается Всемирный день прав потребителей, проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций.
По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей, отмечаемого 15 марта.
В 2022 г. он проходит под девизом Fair Digital Finance — «Справедливые цифровые финансовые услуги».
Тема этого года будет способствовать повышению развития цифровых финансов. Ожидается, что к 2024 г. число потребителей цифровых банковских услуг превысит 3,6 миллиарда человек.
Пандемия СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг. Преимуществом такого развития является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг.
Исследования показывают, насколько быстро происходит развитие цифровых финансов. Ожидается, что к 2024 году число потребителей цифровых банковских услуг превысит 3,6 миллиарда человек (Juniper Research, 2020). В развивающихся странах доля владельцев счетов, отправляющих и получающих электронные платежи, выросла с 57% в 2014 году до 70% в 2017 году.
По итогам 2010–2018 гг. в России был выявлен феноменальный, 30-кратный рост числа безналичных карточных транзакций: с 5,8 до 172 в год на человека. Тогда по этому показателю Россия обогнала все страны Европы, в том числе лидеров, которые за тот же период показали двух-трехкратный рост (исследование Boston Consulting Group, 2019).
Однако в таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества, а отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах.
Роспотребнадзором проведен анализ обращений граждан на нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг, поступивших в территориальные органы Роспотребнадзора, их структура и содержание на протяжении последних лет практически не меняется.
Наиболее актуальными проблемами по-прежнему остаются недобросовестные практики, посягающие на следующие права потребителя:
— на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских карт и т. п.);
— на безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя, взыскание задолженности).
Одной из основных задач по развитию отрасли информационных технологий в России является развитие инфраструктуры электронной коммерции, которая определена в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 гг. и на перспективу до 2025г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 №2036-р. В документе отмечено, что развитие цифровой экономики не должно ущемлять интересов граждан.
В связи с этим, защита потребителей в сфере электронной коммерции, осуществляемой хозяйствующими субъектами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, обозначена среди ожидаемых результатов реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 №1837-р.
Источник: http://urpngt.rospotrebnadzor.ru/